Оценить развитие речи своего ребенка очень трудно. Во-первых, мы только в самых общих чертах представляем, по каким критериям надо оценивать речь. Во-вторых, речь детей в какой-то мере является отражением нашей, родительской, а в своем глазу, как известно, никто бревна не замечает. В-третьих, наше ухо привыкает и со временем перестает воспринимать некоторые особенности или дефекты, которые слышны окружающим.

Вот и мы совершенно не беспокоились: говорят дети понятно, словарный запас большой, а что касается произношения отдельных звуков – то окончательно оно устанавливается лет в 5-6, как я где-то когда-то слышала. Однако все чаще знакомые и незнакомые стали нам говорить: «Ой, как мило у вас дочка выговаривает букву Р! Прямо как настоящая француженка!». И мы на всякий случай записались на консультацию к логопеду.

Для меня было неожиданностью, что консультация логопеда – это целый небольшой экзамен. У детей проверяют не только работу речевого аппарата, но и общее развитие интеллекта, фонематический слух (способность различать похожие звуки), умение образовывать новые слова и формы слов. Ребенка просили надуть щечки, высунуть язычок, назвать диких и домашних животных, собрать тематические пазлы «мебель» и «посуда», образовать формы множественного числа от слов «стул», «стол», «кастрюля» и многое другое. В 4 года дети должны уметь заменять словосочетания прилагательными, например: суп из овощей – овощной, стенка из кирпичей – кирпичная.

С большинством заданий дочка справилась. Но обратились к специалисту мы не зря: горловой звук «р» - это НЕ норма. Оказывается, если какого-то звука вообще нет в речи ребенка 4-5 лет, это еще не так плохо – возможно, он появится чуть позже. Но если один из звуков стабильно заменяется другим, сама по себе эта ситуация не исправится. И чем дольше ребенок будет по привычке говорить неправильно, тем труднее будет его переучивать. Если бы мы пришли к логопеду год назад, возможно, нам понадобилось бы всего 2-3 занятия, чтобы «поставить» звук, а теперь придется заниматься 2-3 месяца.

В поликлинике, в кабинете здорового ребенка, есть памятки, в каких случаях надо обращаться к специалисту: если в 2,5 года ребенок не строит хотя бы простые фразы, если в 3,5 года пропускает слоги, меняет их местами, если в 4,5 года неправильно использует падеж и число. Но вариантов отклонения от нормы может быть много, и не все из них так уж бросаются в глаза! Поэтому я решила теперь каждый год показывать ребенка логопеду, чтобы в первом классе не возникло неприятных сюрпризов.  

------------

*Статья для журнала Теленеделя Челябинск