Нашему ребенку 1 год и 5 месяцев. Прочитала несколько статей о развитии детей в этом возрасте и поняла, что мы укладываемся в рамки 1,3-1,8 лет. Вот что мы умеем в целом:

Моторное развитие.
- Любит кружиться, бегать по кругу, ходить на пальчиках.
- Поднимается по ступенькам. Иногда, возвращаясь с прогулки, сама забирается по лестнице на 3-й этаж. Естественно, я ее держу за одну или обе руки при этом. Шагает всегда и той же ногой,  левой почему-то, а другую приставляет. Меня такие подвиги очень удивляют, потому что по улице она ходить не очень любит, требует, чтобы носили на ручках. Возможно, ей  мешает зимний комбинезон и сапожки. Дома залезает по приставной лестнице на двухэтажную кровать.
Умеет залезать под стол, под кровать, проходить в обруч. Наклоняет голову или встает на четвереньки, чтобы добраться, куда задумала. В обруч проходит только с одной стороны — с той, с которой начала первой. Видимо, видит в нем «вход» и «выход» :) Если хочет пройти несколько раз, то обходит и снова заходит со стороны «входа».
- Пинает мяч. Слегка поднимает ногу, чтобы не потерять равновесие. Ловить ручками еще не умеет, когда кричишь ей «Лови!», подносит ручки к лицу, как при игре в прятки.
- Умеет носить стулья. Если тащит на кухню свой стульчик и садится на него — значит, хочет есть.
- Открывает баночки и бутылки – свинчивает крышечки. Расстегивает  и застегивает липучки, замки-молнии, кнопки. Пуговицы не расстегивает, просто пытается разорвать. Пытается есть ложкой или вилкой. Пытается пить из чашки прямо на ходу, но разливает воду.
- Научилась плеваться! Вчера во время кормления неожиданно выплюнула суп на старшую сестру. Значит, скоро начнем чистить зубы пастой :)

Интеллектуальное развитие.
- Во всем подражает взрослым. Если старшая сестра демонстрирует новые наряды, надо и Лене нарядиться и вышагивать по комнате. А все взрослые должны аплодировать. Если не аплодируем , ребенок смотрит требовательно и подсказывает жестами, что надо делать. «Читает» книги — переворачивает страницы, ритмично что-то повторяя при этом. Может недолго слушать чужое чтение (месяца два назад отталкивала людей, которые ей читают, и убегала).
- Знает некоторые формы, некоторые цвета. Любит рисовать. Пытается обводить предметы.
- Любви к порядку, о которой пишут многие авторы, у своего ребенка я не заметила. Но просьбы взрослых собрать игрушки, включить свет, выбросить мусор выполняет, если в хорошем расположении духа.
- Знает все части тела и показывает. Знает по именам всех членов семьи. С удовольствием показывает предметы и картинки. Показывает, где предметы, которые потеряли. Пытается подключиться к беседе, жестикулирует.
- Начала сильно кусаться! Потом сама же утешает.
- Играет «взрослыми» игрушками старшей сестры: расчесывает и кормит кукол, качает их на качельках, катает на лошадке, устраивает им танцы под музыку. Из «малышовых» игрушек уважает пирамидки и логический дом. Мяч — так себе.

С интересными развивающими играми для малышей можно познакомиться на сайте Сказочный остров - сказки, стихи, загадки, викторины, e-книги для детей. Например, игра "Гримаски" знакомит ребенка с эмоциями.

играет лошадкой

Вот Леночка исправила "несправедливость" по отношению к лошадке - решила, что теперь принц должен ее катать!

Речевое развитие.
- Отчетливо говорит «мама», «папа», «баба», «Кака» (Катя). Знает «бама» (банан) и  «тити» (грудь).  Все остальное называет первыми тремя словами: «мама» - это мама, сама Леночка, мыло, мыться и вчера почему-то назвала так верблюда :). «Папа» - это пить, писать, попка, пупок и т. д. Знает очень много звукоподражаний: мяукает, хрюкает, лает,  воет, сопит носиком. Но назвать животное словом еще не может и расстраивается из-за этого. Когда предлагают сказать «киса», например, отрицательно мотает головой. Вообще когда что-то не получается, когда ее не понимают, очень сердится, плачет. Водит нас за собой, взявшись за юбку, брючину, и указывает пальцем, что делать. «Да» и «нет»  изображает энергичным киванием и мотанием головой.

Уход и питание.
- Знает, где находится горшок. Может самостоятельно принести его, сесть и пописать или покакать. В отличие от старшей сестры и многих других детей, никогда не играет горшком, пользуется только по назначению. Ни разу не пыталась надеть на голову или встать в него ногами. Если наделает в штанишки, подбегает и протяжно кричит: «Па-а-а-па!» (это значит «писать»).
- Стремится есть самостоятельно, полностью без взрослых. Когда начинаю кормить супом (суп не даю ей самой есть), требовательно стучит ладонью по столу, показывает, что я должна поставить перед ней тарелку и дать ложку!  Видимо, чувствует, что я нарушаю правило «помочь доесть, но не начинать кормить!».

- Вытирает руки, если испачкаются, моет руки. Вытирает ротик салфеткой. Отряхивает ножки от прилипших соринок, причем не только себе, а всей семье. Вытирает попку туалетной бумагой, неважно, что через колготки. Любит мыться, только голову боится полоскать.

Вот такая уже у нас взрослая дочь! Если еще месяц назад я восклицала: «Не представляю, как таких малюток отдают в ясли!», то сейчас я уже могу себе такое представить.  Человечек становится все больше похож на настоящего :).