Пока помогала старшей дочери (ей 10 лет) собирать рюкзак в дальнюю поездку, вся изругалась про себя на несамостоятельность ребенка! Приходилось не только самой отбирать вещи, но и по три раза повторять, что с чем надевать на пляж, что – в ресторан, а что – на вечернюю прогулку.

А ведь в школе мой ребенок бывает командиром класса и группы, распределяет задания и контролирует их выполнение, именно ей звонят родители других детей, чтобы узнать домашнее задание – и вообще во всем, что касается школьной жизни, она проявляет гораздо больше инициативы и ответственности.

Как же все-таки понять, насколько плохо (или хорошо?) обстоят дела с самостоятельностью ребенка? Когда речь идет об интеллектуальном или физическом развитии ребенка, то специалисты предлагают нам четкие критерии оценки: рост, вес, количество произносимых слов. А вот когда речь идет о самостоятельности, особенно детей школьного возраста – тут я не встречала списка, что в 8 лет ребенок ОБЯЗАН гулять один, в 9 лет – чистить и жарить картошку и т. д.

Оказывается, такого списка и быть не может. Психологи говорят, что самостоятельность – понятие относительное. Она зависит не только от возраста, но и от условий жизни и многого другого. Например, городские и деревенские дети, полностью самостоятельные в своих условиях жизни, могут оказаться беспомощными, если поменять их местами. Даже в одном классе дети могут быть самостоятельны по-разному: кто-то в учебе, кто-то в быту, кто-то в творчестве.

Чтобы родители совсем не «потерялись», некоторые психологи предлагают ориентироваться на ведущую деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет – действия с предметами, от 3 до 7 лет – игра, от 7 до 14 лет – учение, от 14 до 18 лет – общение со сверстниками. То есть если дошкольник умеет играть самостоятельно, младший школьник – сам учится, а подросток может выстроить отношения с друзьями – то все у них в порядке. Тут я немного успокоилась: дружить и учиться дочь умеет, а уж наряды я ей, так и быть, помогу подобрать :). Главное, надо следить, чтобы список дел, которые ребенок уже способен делать сам, постоянно увеличивался.

А вот другие педагоги не так благодушны и утверждают: бытовая самостоятельность – основа основ! Если не привить навыки самообслуживания и заботы о близких в дошкольном возрасте, ребенок НИКОГДА не сможет отвечать за себя и на всю жизнь останется инфантильным. Это уже менее утешительный прогноз…

Истина, наверное, где-то посередине. Некоторые люди, несмотря на прекрасные бытовые навыки, несчастливы в личной жизни и не могу похвастать профессиональными достижениями. С другой стороны, трудно представить успешного человека, который не умеет приготовить себе элементарную яичницу. В общем, самостоятельность в бытовых вопросах запускать точно нельзя! После возвращения ребенка из отпуска примемся за воспитание самостоятельности с новой силой :)

*Статья для журнала Теленеделя.