В моем детстве не было богатых и бедных. А если и были, то разница между ними была не столь велика, как сейчас. Поэтому никакого опыта, как решать проблему социального неравенства, родители мне не передали. Приходится действовать методом «научного тыка». Я заметила, что маленькие дети еще не обращают внимания на такие «условности», как бедность или богатство. Однажды подслушала разговор в детском саду:
- А я в выходные пойду в «Мегаполис»!
- Вау!
- А я на каникулах поеду в Финляндию!
- Вау!
- А у меня новый автомат, посмотрите!
- ВА-А-АУУ!!!

Для ребятишек это пока что радости одного порядка. Новый автомат даже побеждает, потому что он уже сегодня, а Финляндия - она еще во-о-он когда!

В каком возрасте пора им рассказать, что не у всех людей одинаковые материальные возможности? И надо ли вообще акцентировать на этом внимание? Знаю одну маму, которая в силу хронического безденежья очень нервно реагирует на каждое детское: «Купи!» И своими «психами» в магазине внушает комплексы ребенку. Я уверена, что, будь у нее куча денег, она все равно не стала бы покупать чипсы, мороженое и одноразовые китайские игрушки в несметных количествах. Но отказывала бы ребенку спокойно, и он не чувствовал бы себя ущербным из-за этого. Если мы сами удовлетворены своим социальным положением ― то и дети будут удовлетворены. Правда, пока я еще не знаю, до какого возраста...

Как вести себя, чтобы ребенок не начал страдать, когда поймет, что родители не могут обеспечить ему все, что есть у знакомых? Некоторые выбиваются из сил, отказывают во всем себе, лишь бы у детей все было «не хуже, чем у других». Но рано или поздно ребенок встретит того, у кого что-то будет ЛУЧШЕ! Что тогда? Я не хочу, чтобы мои дети неприязненно относились к тем, кто богаче, или заискивали перед ними. В то же время я не хочу, чтобы они заносчиво вели себя с теми, чье материальное положение хуже. Обычно мне на помощь приходит великий возместительный союз ЗАТО. Да, у тебя не такие крутые кроссовки, как у Веры, но ЗАТО ты быстрее в них бегаешь. Да, Гале покупают одежду на распродажах, ЗАТО она лучше тебя решает задачи по математике.

Я внушаю, что деньги ― это хорошо, но в жизни есть много радостей, которые не зависят от количества наших денег. Что бедность и богатство ― это не постоянные признаки людей. И пытаюсь внушить детям веру в свои силы, в то, что если они захотят жить лучше своих родителей ― они непременно этого добьются!

*Статья для журнала Теленеделя