Наверное, нет детей, которые любят получать плохие отметки. Но если одни относятся к школьным отметкам, так сказать, философски, то для других "тройка" или "двойка" - настоящая трагедия. На днях моя дочь получила "тройку" и... спрятала от меня тетрадь. Я была неприятно поражена не столько фактом получения "неблестящей" отметки, сколько фактом ее сокрытия. Всегда считала, что прячут дневники и вырывают листы из тетрадей только те дети, чьи родители неадекватно реагируют на плохие оценки.  И разумеется, себя я к таковым родителям не относила :)

Но я забыла о некоторых особенностях детской психологии.

Что значит плохая отметка для взрослого?
Что на данный момент ребенок не очень хорошо усвоил определенный материал, чего-то не понял или чего-то не доучил (что бывает гораздо, гораздо чаще!) Для взрослого это сигнал, что надо повторить или заново объяснить какую-то тему.

Что значит плохая отметка для маленького ребенка?
В первую очередь это удар по его самооценке. Не секрет, что самооценка ребенка сильно зависит от оценки значимых взрослых, и плохая отметка может заставить ребенка усомниться в себе, в своих силах ("я неудачник, у меня ничего не получается и никогда не получится"). Помню из курса педагогики, что у дошкольников и младших школьников самооценка завышена всегда, для них это норма. Это логично, ведь если бы маленький ребенок оценивал свои не очень большие возможности адекватно, он бы не брался за "трудные" дела и никогда ничему не научился бы. Но для меня было совершенным откровением, что эта завышенная самооценка приводит к тому, что младшеклассник ОЖИДАЕТ хорошей отметки даже тогда, когда сам знает, что плохо выполнил задание или вообще не старался.
Во-вторых, плохая отметка - это покушение на статус и на "авторитет" ребенка у родителей, учителей и одноклассников. Тому, кто привык быть отличником, трудно смириться с тем, что у него снимают "корону" с головы.

Предполагается, что оценка сама по себе должна выполнять образовательную (указывать на пробелы в знаниях) и воспитательную роль (развивать трудолюбие, самоконтроль). А на деле, чтобы оценка начала "работать", родители и педагоги должны еще потрудиться над тем, чтобы сформировать у ребенка правильное к ней отношение.

Своей дочке я сказала: "Нельзя скрывать плохие отметки! Это как высокая температура при болезни: ты ведь не станешь прятать градусник и делать вид, что здорова - ты будешь лечиться! Так и отметки указывают нам, что с учебой не все в порядке - надо ее "полечить".

 

Статья для журнала "Теленеделя"