Недавно на прогулке встретили детсадовскую любовь моей дочки. Мы, мамы, радостно бросились друг к другу и начали делиться новостями, накопившимися за долгое время, а дети стояли и строго смотрели на друга.

А ведь каких-то два года назад я думала, что эта история может окончиться чем угодно, перед моим испуганным взором уже замаячил призрак подростковой беременности.... Может, я паникерша, но я не считаю нормальным, когда дети в детском саду называют друг друга «муж» и «жена» и целуются в губы. Когда я первый раз увидела, как моя дочь бросается на этого мальчика в группе и буквально затискивает его, я была очень растеряна. С большим трудом мне удалось убедить себя, что такие действия ребенка происходят не от какой-то ужасной развращенности, а просто от неумения выразить свою симпатию. Мне бы хотелось, чтобы «влюбленность» дочери выражалась в более приличной форме, но в то же время не хотелось, чтобы у нее возникло ощущение, что любовь ― это что-то постыдное, чего надо стесняться.

Сначала я объявила, что муж и жена ― это очень серьезно, такие звания могут носить только взрослые люди и только при наличии специального документа. А они, конечно, могут ИГРАТЬ в мужа и жену, если захотят, но уж никак не быть ими! Потом я начала наступление на тисканья и поцелуи: постаралась объяснить дочери, что нельзя душить (в прямом и переносном смысле) кого-то своей любовью, что способы выражения любви должны быть приятны и другому человеку (слава богу, «наш» мальчик не любил, чтобы его целовали, иначе что бы я делала?) Стали подписывать открытки, дарить маленькие подарочки, ходить вместе гулять после садика ― кататься на роликах и на велосипеде, а зимой ― на горке. Хорошо, что родители мальчика тоже проявили понимание ― не смеялись над нами и не дразнили его. Мы все решили сделать вид, что просто у нас такая дружба, и в этом нет ничего особенного. А потом мы пошли учиться в разные школы, и на этом история нашей садиковской любви закончилась.

Честно сказать, я вздохнула с облегчением. Понимаю, что «любовь» в возрасте 4-7 лет ― это нормально, это признак того, что дети развиваются эмоционально, учатся взаимоотношениям полов. Но я совершенно не была к этому готова, и стратегия с тактикой у меня были еще не продуманы. Сейчас, во втором классе, отношения с мальчиками у дочки ― чисто товарищеские. Можно сказать, что первый этап «тренировки чувств» мы прошли. Насколько успешно, какую модель взаимоотношений ребенок усвоил ― покажет любовь подросткового возраста. Но у меня, по крайней мере, появилась передышка, чтобы морально к ней подготовиться.

*Статья для журнала Теленеделя. Челябинск