Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся  после принятия христианства. На протяжении многих веков Масленица сохраняла характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Вся неделя на масленицу именовалась не иначе как "честная, широкая, веселая, боярыня‑масленица, госпожа масленица". До сих пор каждый день недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. В 2011 году Масленица будет проходить с 28 февраля по 6 марта.

Масленая неделя.

Понедельник — встреча.
В этот день отмечалась встреча Масленицы. Первоначально встречали Масленицу и Масленика, которых изготавливали из соломы и одевали в соответствующие их полу одежды — женскую и мужскую. Прообразом Масленицы была Снегурочка — забирающее и дающее жизнь божество, известное по мифам язычников. Прообразом ее спутника являлся бог-громовик из тех же мифов. В дальнейшем от древнего ритуала осталась только женская фигура - Масленица. Ее встречали шествием, больше напоминающим карнавал: пешие и конные ряженые несли с собой сковороды, противни, ухваты, которыми стучали и гремели. При этом они еще и пели. Кроме "общественной Масленицы», в каждом доме ставили женскую фигуру с длинной косой из тряпок, одетую в девичий наряд, а в руки ей давали блин и помазок — неотъемлемые символы этого праздника.
Несмотря на то что во многих семьях печь блины начинали заранее, настоящие масленые блины пеклись именно в понедельник. Накануне вечером с появлением первых звезд старшая женщина из семьи тайком от других выходила на реку, озеро или просто к колодцу, где потихоньку призывала месяц выглянуть в окошко и подуть на опару. Первый блин, выпеченный в понедельник в начале Масленой недели, был посвящен предкам. В некоторых местах первый блин отдавался нищим, чтобы помянули всех усопших.
В понедельник дети сооружали высокие горы, строили снежные крепости, снежных баб.

Вторник — заигрыш.
Во вторник на рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место. Здесь вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье. Дети продолжали катания с гор и на качелях. В это же время старшие веселились за столом. Со вторника начинались театрализованные представления. В основном они устраивались ряжеными. Главными персонажами в них были Петрушка и масленичный дед. На улицах можно было встретить большие группы ряженых в масках. Они разъезжали по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Как и во время Коляд, во вторник Масленой недели по дворам с обрядовыми песнями ходили в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести.
Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств, поэтому вторник называли Заигрыши. В этот же день с утра девицы и молодцы отправлялись кататься на горках. В качестве средств для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки — круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу; катульки — широкие выдолбленные доски; корежки — деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки; короткие скамейки, перевернутые вверх ножками. Чаще всего катались парами на санках: девушка садилась к парню на колени, а потом должна была поблагодарить его за катание поцелуем. Если девушка не соблюдала этого правила, молодежь «замораживала» санки, т.е. не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.
В этот день было принято брать штурмом специально возведенные снежные городки, а иногда устраивались и кулачные бои стенка на стенку, которые давали возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.

Среда — лакомка.
В Масленую среду — «лакомку» — начиналось великое объедение. В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а Масленица». Повсюду в деревнях и городах проводились ярмарки, шли народные гуляния. В этот день хозяйки показывали все свое кулинарное мастерство. Причем у каждой из них был свой секрет приготовления блинов, который она держала в строгой тайне. (У нас своего рецепта нет, зато мы умеем делать из блинов вот такие розочки). Считалось, что никто не должен видеть, как замешивается тесто, иначе блины будут безнадежно испорчены. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.
Обычно в среду теща приглашала зятя и других родственников на блины к себе в дом. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу им приходилось устраивать так называемые тещины вечерки, иначе говоря, приглашать их на блины.

Четверг — разгул, широкий четверг.
Название этого дня говорит само за себя. В этот день продолжались катания на санях по улицам, кулачные бои, совершались всевозможные обряды. Четверг назывался «разгулом», или «широкой Масленицей», еще и потому, что разгул веселья разворачивался во всю ширь, и весь православный люд предавался самым разнообразным потехам и шумным пирушкам. В этот день на стол выставляли пиво, брагу, а также вино.
К соломенному чучелу, установленному за околицей, относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом. С хохотом и песнями до утра каталась молодежь на санях, запряженных лихими тройками.
Одним из главных и любимых забав в этот день было поджигание тележных колес и прогон их по улицам, спускам, склонам оврагов. По улицам также на специально смастеренных санях возили мужика-балагура с таким же горящим колесом. Следом за ним шли гуляющие люди с песнями и прибаутками. Одним из обязательных атрибутов Масленицы являлся медведь - живой, закованный в цепи, или просто ряженый человек. Популярна была такая забава, как борьба с медведем. Дети, наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.

Пятница — тещины блины.
Практически все масленичные обычаи были направлены на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Молодожены должны были в этот день выезжать нарядные в расписных санях, наносить визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Еще одно не менее важное событие, которое было связано с молодоженами, — это посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе). При этом неуважение зятя к этому событию могло считаться бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
В случае, если зятья отмечали тещины блины в среду, приезжая к ним в гости, то в пятницу им приходилось самим угощать блинами своих тещ. Накануне днем принарядившийся зять на украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины. В ответ теща была обязана прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и пр., а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Явившимся на вечерки тещам нужно было оказывать как можно больше почтения и внимания.

Суббота — золовкины посиделки.
Этот день, как и предыдущий, всегда считался семейным. В золовкины посиделки новобрачная невестка должна была одаривать золовок (сестер мужа) подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных мужа. Для молодых хозяек это был самый настоящий экзамен. Ведь на стол нужно было выставлять только лучшие припасы. Начинали трапезу с супов, затем подавали жареные и печеные блюда из рыбы, грибов и овощей и, наконец, всевозможные блины. И пятница, и суббота в народе были посвящены хождению по родне.

Прощеное воскресенье. Проводы Масленицы.
В Прощеное воскресенье люди должны были думать о греховности и суете мира, в котором они живут, и прощать друг другу грехи. Такую необходимость всепрощения перед вступлением в пост объясняли словами из Евангелия от Матфея: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Прощеное воскресенье совпадало также с прощанием с родней перед Великим постом - ведь во время него запрещались прием гостей, общие гулянья, развлечения, свадьбы.
В этот день просили прощения друг у друга родители и дети, мужья и жена, близкие и дальние родственники, соседи. Специально из соседних деревень к отцу приезжали замужние дочери с детьми, собирались сыновья. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.