Все знают, что примерно в 3 года у детей начинается возраст «почемучек». По идее, он должен длиться лет до пяти, но у меня такое чувство, что он не кончается никогда. Едем с младшей дочкой в трамвае, и после объявления каждой остановки она спрашивает: «Мама, а почему улица называется «Ворошилова»? А почему остановка называется «Больница скорой помощи»? А почему называется «Красного Урала»?» После пятого вопроса народ начинает смеяться уже за несколько секунд до очередного «почему?». А я про себя «благодарю» людей с богатой фантазией, из-за которых мне в течение 40 минут приходится вспоминать историю, биологию, географию, да еще пытаться изложить эти знания в доступной для детей форме. Впрочем, если бы улицы назывались «Первая, Вторая и Третья», вопросов у детей было бы не меньше :).

Психологи и воспитатели говорят, что бесконечные детские вопросы – это не столько способ получения практических знаний, сколько тренировка ума. Ведь двухлетний малыш не мог еще рассуждать на отвлеченные темы. А когда ребенок задает вопросы о том, что не относится к его повседневной жизни, – это показатель более высокого уровня мышления. Наверняка многие видели взрослых, с которыми «поговорить не о чем», замкнутых только на бытовых вопросах. Говорят, именно такими вырастают дети, если родители не поддерживают их познавательный интерес.

штанга во дворе

Еще одна цель «почемучек» - это общение, желание получить у взрослого подтверждение своей значимости. Отмахиваясь от ребенка, мы проявляем неуважение к нему, подрываем его веру в себя. Но самое опасное, когда взрослые грубо переводят разговор с отвлеченной темы, которой заинтересовался ребенок, на критику. «Почему после дождя получаются лужи? – Ты мне лучше скажи, почему ты вчера в кроссовках в эту лужу залез!». Регулярно получая такие «отповеди», маленький человек может закрыться в своем мире и потерять желание идти на контакт.

Однако дети – большие хитрецы! Заметив, что мама чувствует себя обязанной отвечать на любые заумные вопросы, они начинают пользоваться этим в корыстных целях. Придешь напоминать им о том, что надо собирать игрушки и ложиться спать, – а они начинают закидывать тебя вопросами. В более старшем возрасте дети, бывает, ленятся прочитать ответ в книге или найти в интернете и продолжают пытать родителей. В этом случае старание «разжевать и положить в рот» скорее вредит познавательным способностям детей. Но лишать детей общения все равно нельзя! Зато можно так организовать поиск ответов, чтобы главная роль была у детей, а родители только слегка направляли их. Вот этим искусством я сейчас и пытаюсь овладеть со старшей дочерью. 

---------------------

*Статья для журнала Теленеделя Челябинск