Насколько я помню, о вещественных существительных я узнала в институте. Ну или в старших классах при подготовке к поступлению в институт. А сегодня мне пришлось рассказывать о них дочери, которая учится в четвертом классе.

Иногда домашние задания им задают какие-то... непрямолинейные. То для словообразовательного разбора предложат слова, которые образованы по разным моделям, то вот попросили определить число прилагательного, зависящего от вещественного существительного КЛЮКВА.

домашнее задание русский язык

Как все наблюдательные дети, наша Катя сразу заметила, что слово "клюква" обозначает не одну ягоду, а множество. И это стало ее смущать. Я тоже как-то растерялась и начала объяснять ей, что число - это грамматическая категория языка, присущая СЛОВУ,  а не тому, что это слово обозначает. Такие существительные, обозначающие ВЕЩЕСТВО как нечто единое (и ягоды в том числе), называются вещственными и не имеют формы множественного числа. Через несколько минут по дочкиному отсутствующему виду стало ясно, что мои объяснения никуда не годятся :).

Тогда я предложила ей ориентироваться на форму слова. По форме единственное? - Единственное! Чтобы совсем уж не было сомнений, заменили слово "клюква" другим существительным женского рода первого склонения: "И крупную, кислую, красную ...МАМУ!"

Кстати, я узнала, что вещественные существительные вроде бы в 6-м классе изучают. Вот такая у нас получилась небольшая ПРОПЕДЕВТИКА :).