Школа №1060 находится в Москве по адресу Стремянный переулок ,33/35 (рядом с м. Серпуховская). Поскольку это довольно близко к нашему дому, я присматривалась сначала к вальдорфскому детскому саду, а теперь пришло время записывать ребенка в школу. В электронном заявлении на сайте pgu.mos.ru я указала школу 1060 как один из возможных для нас вариантов (можно указывать три учебных заведения), и прямо в день подачи заявления мне перезвонили из этой школы и пригласили тем же вечером на родительское собрание.

В соответствии с общей тенденцией укрупнения образовательных учреждений Москвы вальдорфская школа №1060 была объединена со обычной школой. Родительское собрание проходило в бывшей школе №553 (Люсиновская, 31). Именно в этом здании будут набираться в грядущем учебном году вальдорфские первые классы.

Родителей в маленьком актовом зале школы на Люсиновской собралось довольно много - некоторым пришлось даже стоять.

Ценности вальдорфской педагогики лично для меня очень привлекательны - по крайней мере, в части формирования гармонично развитой свободной личности ребенка. Как стопроцентному гуманитарию, мне очень нравится декларируемая ориентация «на духовно-душевное развитие» ребенка. Также мне кажется достаточно удобным, что классный руководитель ведет детей с 1 по 7 класс. Кроме того, я принципиально за отмену системы отметок в баллах и всячески поддерживаю тезис о том, что школа не должна быть местом раздачи социальных шансов и сортировки учеников на хороших и плохих - «каждый может развиваться свободно и беспрепятственно в соответствии со своими индивидуальными особенностями».

В 2014/2015 учебном году по адресу Люсиновская, 31 откроются два вальдорфских первых класса и один класс - традиционный. Учителя разных педагогических подходов, судя по всему, изначально не были в восторге от такого объединения, но на родительское собрание они вышли с мыслью о том, что нет хорошей и плохой образовательной системы, все дети одинаковые, и работники той и другой школы постараются, чтобы всем детям было одинаково комфортно.

Однако часть присутствующих родителей, по моему впечатлению, были очень жестко ориентированы на вальдорфскую педагогику - гораздо жестче, чем сами учителя.

- Мы со своим ребенком очень много дома говорим о любви. Больше, чем в других семьях, - заявил один родитель. - А вдруг наш ребенок на перемене пересечется с ребенком из другого класса, который не о любви разговаривал вчера вечером, а «ужастик» по телевизору посмотрел. И что тогда?

- Ну неужели вы думаете, что сможете оградить ребенка от таких влияний? - удивились вальдорфские преподаватели.

- В вальдорфской школе запрещены различные гаджеты. А в традиционной школе дети ими пользуются. Как быть?

- Не будьте такими наивными, - сказали вальдорфские учителя. - Зайдите в школу и посмотрите, как и чем пользуются ваши дети. Да, формально правилами в нашей школе гаджеты запрещены. Но вы же сами покупаете детям айфоны и айпады с выходом в интернет, сами разрешаете приносить их в школу...

Некоторые родители будущих первоклассников, как мне показалось, старались «отстроиться» от всех остальных «невальдорфских» родителей. Однако учителя этот подход пытались мягко сгладить.

- Понимаете, первая вальдорфская школа была создана в Германии для детей рабочих. О какой элитарности вы говорите?

Серьезное беспокойство родителей вызвало «эстетическое» состояние школы №553. Особого уюта в оформлении школьных помещений действительно я не заметила. «Все зависит в том числе и от вас», - мягко сказали родителям.

В завершение собрания слово дали учительнице, которая будет вести обычный, не вальдорфский первый класс. Мне показалась, что она была слегка обижена тем, что собравшихся интересовала только вальдорфская система, и потому в своем выступлении она старалась изо всех сил защитить традиционную систему, хотя на нее никто и особенно не нападал: «У меня 24 года педагогического стажа, и я тоже могу научить ваших детей любить! С тех пор, как ввели предмет «православная культура», дети стали гораздо лучше и добрее!».

Несмотря на прекрасное впечатление от учителей школы 1060, обучать ребенка по вальдорфской системе мы вряд ли отважимся. Просто потому что подобных школ очень мало, а система есть система, обучать по ней нужно непрерывно. Вынужденный переход с вальдорфской системы на обычную, полагаю, будет слишком проблематичным для ребенка. Но, признаться, расстаюсь я с мыслью о вальдорфской школе не без сожаления.