"ЕСЛИ Б Я ХОТЕЛ, ТО ИМЕЛ БЫ УСПЕХ..."

юрий богатенков интервью
Юрий БОГАТЕНКОВ - звезда настоящая. Ну, может быть, не очень уж большая звездочка. Зато натуральная.
Интервьюировать Юру - сплошная морока. Первый мой вопрос ему не нравится, и он выразительно морщится. Второй вопрос прямо обзывает "дурацким" - хм-хм, что же будет дальше? На протяжении двух часов беседы Юрий отчаянно трет глаза: "век бы тебя не видеть" - на язык слов, по всей вероятности, это нужно перевести именно так... Но я не сдаюсь!
Потому что совершенно точно знаю: передо мной сидит добрый, славный человек.

ДОСЬЕ
Юрий БОГАТЕНКОВ родился в 1961 году, по образованию инженер-экономист. С 1987 года лидер группы "Резиновый дедушка". В начале девяностых группа выпустила магнитоальбом "Дедушка Жуков и Белая лошадь", имевший успех не только в Челябинской области, но и далеко за ее пределами. В 1995 году эти и некоторые другие песни были изданы на компакт-диске. В конце девяностых Богатенков экспериментирует с аранжировками, репетируя с музыкантами группы "Томас".
В последние несколько лет Юрий написал целый ряд новых песен, которые пока не записаны. В 2000 году группа "Чайф" спела Юрину песню "Белая лошадь", которая в течение нескольких месяцев удерживала первые строчки в отечественных хит-парадах. Сейчас Юрий Богатенков работает журналистом в газете "Уральский курьер".

- Юра, я посмотрела последние публикации о вас - здорово, что вы продолжаете выступать! Где был последний концерт?

- В клубе "Светлое прошлое" седьмого ноября. Мне было просто интересно: есть ли резон выступать на нормальных, коммерчески выгодных условиях? Оказывается, есть.

- Что вы пели?

- Все! Пришлось сыграть все! Все, что помнил, все сыграл - от и до. И еще не хватило. Пришлось спеть еще и... ряд комсомольских песен.

- ?..

- Например, "Мне подарено песней оружье мое", "И Ленин такой молодой"... Тексты просто прекрасные - очень емкие, короткие. Когда идеологическая шелуха с них спала, оказалось, что написаны-то они профессионалами, которые просто не могут плохо писать.

- А вы как автор чувствуете себя профессионалом в этом смысле?

- Не совсем, потому что профессионализм предполагает зарабатывание денег, а я крайне мало заработал на песнях. В определенном смысле я, конечно, профессионал, потому что в газете тексты пишу. Ведь некоторые мои газетные материалы как песни! (Улыбается.)

- Сейчас эти выступления для вас что значат - это работа или, может быть, праздник души?

- Какая работа раз в полгода? Надо "тренировать" инструмент, умение поддерживать в рабочей форме, чтобы не зачахло. Вот и потренировал.

- Но признайтесь, поиграть-то все равно приятно?

- Слово "приятно", наверное, не очень здесь подходит. Приятно бывает пива попить, на свидание с девушкой сходить. А тут... Приятно, когда в конце говорят, что все хорошо прошло, все получилось. А сам процесс музицирования достаточно напряженный. Но, надо заметить, не противный.

...Известно, что музыкальные пристрастия давно уже стали знаком для выявления "своих" - так же, как литературные и спортивные. "Свои по Богатенкову" - люди от старших школьников до солидных отцов семейств. Если парень приглашает тебя в гости и ставит "Резинового дедушку", то проводит и до дома. Если темным зимним вечером подвыпившая компания затянет "Сестру" или "Белую лошадь", то не спешишь перебежать на другую сторону улицы.

- Юра, что вы наблюдаете со сцены? Зрители как-то меняются с течением времени?

- Да, зрители меняются! С количеством выпитого они меняются в лучшую сторону. Начинают пританцовывать, подпевать, руками махать... А по большому счету за эти годы ничего не изменилось. Когда мы выступали в "Гараже", куда ходят очень молодые люди, то было радостно, что кто-то из них специально пришел на "Резинового дедушку" и потом сказал: "А почему так мало поиграли?" Собственно, после этого я решил снова попробовать сыграть большой концерт.

- А у вас не было желания понаставлять молодежь, повести за собой начинающих музыкантов?

- Ни в коем случае. Не люблю и не умею учить. К тому же я крайне неорганизованный человек.

- На ваш взгляд, какие у "Резинового дедушки" самые значительные достижения в творчестве?

- По большому счету достижений-то и нет. Был ряд песен хороших... и не очень хороших - вот и все. Известности мы большой не добились, не узнавали меня, слава богу, через каждые полчаса в автобусе. Хорошо, наверное, было бы выходить из своей красивой машины - и тебя все узнавали бы... Если в 1989 - 1990 годах нас постоянно крутили по областному радио, то это тоже не слава. Это субъективная такая штука. Там работал Валера Селистровский, он как выпьет рюмочку - так ставит в эфир или "битлов", или меня. Впрочем, такая микрослава - это нормально. Некоторые музыканты по-прежнему так живут. Съездят на фестиваль в соседний город, ты звонишь им, спрашиваешь, что было. Хотя я прекрасно знаю, что там бывает: гостиница зачуханная, лапша "Доширак", водки попили ночью, потом еле встали, сели в поезд и поехали.

- У вас не было соблазна однажды бросить все, поехать в Москву, заниматься только музыкой?

- Соблазны были, конечно, предложения были, но... Чужой печальный опыт убеждает меня, что это часто ничем хорошим не заканчивается. Люди упираются, занимаются только музыкой со всеми вытекающими последствиями для личной жизни, для материального положения и так далее. А у меня, кроме музыки, достаточно интересов.

- А в хронологическом плане как происходило открытие ваших талантов?

- Рисую я с детского садика - сказки тогда рисовал, снеговиков, зайцев. Голых женщин не рисовал. Кажется. А музыкой стал увлекаться с девятого класса. До этого немузыкальным был. Обычным был мальчиком. Начал заниматься музыкой, потому что это было модно. И у двоюродных братьев были гитары, они "Битлз" слушали. А потом все как положено - в школе, в ансамбле... Тогда все этим увлекались, все играли. В том числе и ваш редактор, кстати. Грачев был барабанщиком. Просто многие с этим потом заканчивали, а у нас получилось так, что на старости лет разрешили всю эту рок-музыку. И было интересно, много любопытных людей вращалось тогда в этой сфере.

- А сейчас что-нибудь пишется?

- Пишется, но сильно отвлекает работа и быт. Сейчас подход к этому делу поменялся. Чтобы сидеть и полночи песни писать - этого нет, с гитарой по ночам сижу редко. А тут ведь тоже мастерство нужно оттачивать. Хочешь песню написать хорошую - постоянно сиди и колупайся.

...Богатенков не любит пафоса. Фальшиво-пафосные слова в его устах моментально превращаются в пародию, так что сказавшему сразу становится стыдно. Однажды на концерте "Резинового дедушки" молодые люди подняли вверх горящие
зажигалки - есть такая традиция на рок-концертах. "Вы же сейчас пожар устроите", - сказал со сцены заботливый кумир.

- Мне всегда было интересно, отражаются ли в ваших песнях собственные жизненные впечатления?

- Конечно, отражаются. Ты пример песни приведи, а я скажу, что там отразилось. Не помню я песен своих...

- Ну вот в песне "Девичья машина" поется: "Все выходные потратил на поиски места - места, где можно бы было остаться вдвоем"...

- Это какой год? У меня этих проблем тогда уже точно не было... Наш гитарист просто собирался жениться, а жил с родителями. И невеста его тоже. Поэтому родилась строчка, а к ней дописалось все остальное - лирическое словоблудие.

- А какова история песни "Шепот в прихожей", где есть остросоциальные строки: "Вот и случилось, оставь все надежды, севший в ночной "воронок"?..

- Честно говоря, история этой песни вообще смехотворная. В тексте поначалу не было никаких социальных мотивов, вместо слов "путь наш лежит на восток" было "нежный ночной мотылек". Может быть, про публичных женщин? Ей-богу, не помню. Нет, все-таки, пожалуй, про любовь: "Не обожги их - будь осторожен! Нежный ночной мотылек..." Лет через пять я понял: это же ужасный текст, корявый стиль! Сел и написал другие слова.

- Судьба песни "Белая лошадь" вас устраивает?

- Да, особенно было приятно, когда авторские получил. Да и до сих пор, когда деньги приходят на сберкнижку, думаю: "Вот опять мне белая лошадь переводик прислала!"

- В нынешней российской музыке лично вас что-нибудь радует?

- Случается такое. Правда, ничего конкретного вспомнить что-то не могу... Наша поп-музыка меня сейчас даже больше радует, чем рок. Тут у меня есть очень странные пристрастия: Таня Буланова, например. Ирина Салтыкова местами. В том числе и песенными...

- А песня про "такого, как Путин"?

- Она очень даже забавная, добрая. Забавно то, что ее написал Илья Кормильцев - серьезный писатель, переводчик, автор текстов "Наутилуса Помпилиуса" и вообще незаурядный человек. Правда, подозреваю, что это не просто песня, а часть какого-то проекта...

- Группу "Ленинград" кто-то назвал жирной точкой в истории российской рок-музыки...

- Шнуров играет хорошую, веселую музыку, такого у нас никто больше не делает. Есть очень удачные текстовые находки, которые, к сожалению, нельзя здесь процитировать.

- Вам не хотелось украсить свои тексты словотворчеством такого рода?

- Пытался, но это должно быть органично. Шнур как живет, так и пишет, поэтому все естественно. Вообще лучше из своей жизни делать творчество. У некоторых тут появилась идея сделать из меня такой объект... Устроить богатенковские чтения, создать мифы про меня, окружать выдуманными и реальными персонажами, книгу написать, сочинить параллельную биографию и так далее... 

Да вы просто созданы для этого! Но кто станет этим заниматься?

- Если сам о себе не позаботишься - никто не позаботится. Попробую расшевелить интересующихся мною людей. В общем, в результате из меня должна вырасти этакая глыба!

...Кажется, Богатенков просто хочет быть честным. Конечно, он ни за что чистосердечно в этом не признается, но... Отсутствие оглушительного коммерческого успеха "Резинового дедушки" он списывает на собственную лень и неорганизованность. А дело-то в порядочности и столь редко сегодня встречающейся скромности. Он просто выбрал другой путь.

Автор - Ольга ВАЛЕРЬЕВА.

----------------------------------------------------------

*Эта статья перепечатана из газеты "Вечерний Челябинск" за 2002 год. Такая раритетная вырезка хранится у меня в "методической папке" вместе со сценариями, поздравлениями, стишками и загадками уже 9 лет! Ничего удивительного, что вслед за остальными моими методическими наработками она в конце концов оказалась на этом сайте :) Тем более что к воспитанию моих детей герой этого интервью имеет самое непосредственное отношение - они привыкли и засыпать, и танцевать под "Резинового дедушку"!