Иногда складывается ощущение, что детская ― а вместе с ней и материнская ― жизнь состоит из сплошных кризисов, адаптаций, преодолений и тому подобных вещей. В общем, покой нам только снится! Детский сад мне представлялся таким рубежом, за которым можно расслабиться и перевести дух. Оказалось, что ничего подобного: после 3-4 дней в садике ребенок 2 недели болеет, а потом надо привыкать заново.

В принципе мои дети к садику были подготовлены одинаково: владели всеми необходимыми навыками самообслуживания, были приучены к режиму, ходили в развивающую школу и оставались там с удовольствием. Я старалась привить им симпатию к садику, и вроде это мне удалось: шли они туда с большим желанием. Но если старшая мгновенно «влилась» в садиковую жизнь, то младшая через несколько дней стала бояться, отказываться туда идти, плакать и кричать. Было у меня подозрение, что воспитательница оказалась не такой доброй феей, как я ей рисовала. Потому что после замены воспитателя дочь вновь приходила из сада счастливая и щебечущая. Но надолго этого «эффекта неожиданности» не хватило, и снова начались слезы и истерики.

Самое неприятное, что я никак не пойму: минутные это капризы или серьезные страхи и проблемы? Бывают дети, по которым сразу видно, насколько ситуация критична. Если соглашается идти куда-то в обмен на конфеты или какие-нибудь другие "бонусы" и вообще с интересом "торгуется" ― скорей всего, дело во временном капризе. А если твердо стоит на своем, несмотря на уговоры ― возможно, существуют реальные трудности с воспитателем, другими детьми и т. д.

Я уже испробовала все приемы, которые знала: сочиняла сказки про «одну девочку», которая вместе садика пошла на мамину работу, и что из этого вышло; придумывала причины, почему в сад надо обязательно пойти именно сегодня (воспитатели будут скучать, песенку надо к Новому году учить, театр к ним приедет); оставалась в коридоре, пока ребенок сидит на занятиях; дома в игре назначала ее воспитательницей, чтобы понять, как с ее точки зрения выглядит общение между воспитателем и детьми... Пока ничего не помогает. Единственное, чего я не пробовала ― так это метод наших мам, которые не имели возможности сидеть с ребенком дома три года, а потому в какой-то момент просто оставляли его в садике и убегали на работу, несмотря на протянутые детские ручонки и душераздирающие крики. Большинство из нас выжило, несмотря на такое обращение, но я знаю мальчика, который остался заикой.

Воспитатели, как я заметила, больше всего склоняются именно к последнему методу. Понять бы еще, почему: то ли он самый эффективный, то ли для них самый простой?