Все родители волнуются, отдавая ребенка в первый класс. Но уже недели через две родители привыкают, что ничего страшного не происходит, и успокаиваются. Они приспособились к новым обстоятельствам. Но адаптация ребенка еще не закончилась!

Для меня полной неожиданностью было, когда после первой четверти, среди полного, казалось бы, благополучия дочь вдруг начала грызть ногти. Могла начать плакать, если мы выходили в школу на пять минут позже ― боялась, что мы опоздаем. Учиться ей понравилось с самого начала, но у нее появилась сильная тревожность из-за всего, что связано со школой. Что-то забыла, не успела, перепутала ― сразу паника и слезы. Я бы могла предположить, что учительница как-то запугивает детей, если бы еще у кого-то в нашем классе были такие явления.

Но другие мамы жаловались на совсем другие проблемы. Одну девочку увезли на «скорой» с подозрением на аппендицит, потому что она стеснялась сходить в туалет в школе. Другая девочка настолько уставала во время уроков, что засыпала сразу же после прихода домой. Один мальчик совершенно потерял интерес к учебе, хотя на подготовительных курсах занимался с удовольствием. У всех детей в период адаптации к школе проявляются какие-то особенности. Главное ― заметить их, понять, что капризы, недомогания или даже плохое поведение являются следствием сильной нагрузки на нервную систему, и помочь своему ребенку. Если даже на первый взгляд нет никаких проблем, но ребенок говорит, что в садике было лучше, чем в школе ― это уже повод задуматься.

Как помочь ребенку? Зависит от того, с какой проблемой вы столкнулись. Но есть общие рекомендации, обязательные для всех:

соблюдайте режим дня, для первоклассника очень важен полноценный отдых
не проявляйте беспокойства перед ребенком
помогайте ему, но не делайте уроки за него
не ругайте, а тем более не наказыйте ребенка, не разобравшись в причинах его трудностей.

Опять же, все зависит от конкретного ребенка. Я иногда выполняла задания за свою дочь, и совесть меня нисколько не мучает: если ребенок устал, плачет, что не успел раскрасить какую-нибудь картинку, а на дворе уже почти ночь ― я сделаю это за него. Но это касается только механической работы. Руководить выполнением задания и принимать решения ― все равно святая обязанность самого ученика.

В этом году моя дочь идет уже в третий класс, но она все равно волнуется: ведь три месяца ― большой срок, за это время могут ослабеть и эмоциональные связи с учителем и одноклассниками, и уверенность в себе. Поэтому перед первым сентября я напоминаю ей разные игры и проказы, в которых она участвовала с друзьями, ее учебные достижения, шутки учительницы и т. д. - все, что вызовет у нее положительные эмоции по отношению к школе.

*Статья для журнала Теленеделя. Челябинск