Вчера в дочкиной школе состоялось собрание для родителей пятиклассников. Выступали завуч и педагог-психолог. Рассказывали нам об адаптации наших детей в новых условиях среднего звена. Говорили хорошо, убедительно :).

Педагог-психолог провела массовую диагностику учащихся и представила нам результаты на различных графиках. Но сначала мы узнали об особенностях психологического развития современных 11-леток.

И какие же это особенности развития?

1. Высокий уровень и темп психического развития. Говорит, дети могут казаться одаренными, но на самом деле это НОРМА. Дескать, не обольщайтесь, недостатков у такого ускоренного развития больше, чем плюсов. 

2. Снижение адаптивных способностей. 

3. Иные, чем у предыдущих поколений, анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Что это значит, не пояснили. 

4. Всеобщая инфантилизация - большие различия между психологическим и физиологическим возрастом. Это проявляется в том, что дети ждут одобрения за выполнение каждого элемента задания. Психолог сказала, что это последствия гиперопеки. 

5. Независимость - дети рано ощущают себя взрослыми, не являясь таковыми. Сюда же приписали незнание норм поведения в обществе и недостаток воспитанности. 

6. Неспособность оценить последствия своего поведения. Прямо вот так и сказали, что это особенность целого поколения современных детей.

7. Слабая регуляция аффективной сферы. Не умеют контролировать эмоции. Быстро выходят из себя. При этом дети лишены отзывчивости и других важных качеств, которые лежат в основе нравственности. Например, такой фактор, как СОРАДОВАНИЕ (радость за других) у мальчиков присутствует только до 8 лет, а у девочек отсутствует в принципе! Не знаю только, это результаты каких-то масштабных исследований или психолог в нашей школе такое выявила.

8. Слабый познавательный интерес, завышенный уровень притязаний.

Для оценки адаптированности были выбраны такие параметры:

1. Психологический климат в классе.

2. Психологическая комфортность учащихся на уроках.

3. Мотивация при переходе в среднее звено.

С климатом все в порядке - 91% детей вполне доволен им, а 9% сообщили, что им безразличен климат, они не замечают изменений.

Когда говорили о комфортных и стрессогенных предметах, то попросили не проводить параллели между "плохими" предметами и учителями, которые их ведут. Одним из самых ДИСКОМФОРТНЫХ предметов (на втором месте после английского) является - тадам! - технология для девочек! Где это видано, чтобы дети боялись труда больше, чем математики? Учительница давно стала притчей для всей школы, но психолог ловко объяснила это тем, что девочки ничего не умеют делать, очень инфантильны, потому и страдают. Все родители дружно зашумели, потому что совсем недавно мы сообща добывали и распечатывали устаревшую рабочую тетрадь (требование учительницы!), которую в магазинах уже не найти. А математика, кстати, признана самым КОМФОРТНЫМ уроком. С русским языком тоже все хорошо.

В 5-м классе у детей уже поголовно должна быть учебная мотивация. 57% учащихся у нас в параллели имеют правильную мотивацию. 34% - позиционную. Это когда ребенок понимает, что должен учиться, смирился и принял свою роль ученика. Остальные даже не смирились, ходят из-под палки.

Качественная успеваемость (то есть без "троек") в 5 классе снизилась. В конце 4-го была 91%, а в начале 5-го стала 75%. Говорят, что у нашего класса дела лучше, чем у остальных, но это слабое утешение...

Главный вывод был такой: дети адаптируются плохо! У 79% детей низкий уровень адаптации, в 16, 3% средний, и только у 4,7% - нормальный. Но ВИНОВАТА В ЭТОМ НЕ ШКОЛА, а объективные предпосылки и личностные, семейные проблемы детей. 

В конце собрания одна бабушка спросила: "А учителя что планируют делать, чтобы исправить ситуацию?" Кроме того, что они будут наблюдать и проводить совещания, мы ничего не услышали.