Благодаря рекламе словосочетание «развивающие игрушки» стало чуть ли не фразеологизмом. Между тем, сказать «развивающая игрушка» - это все равно что сказать «масло масляное». Ведь игрушки ― это и есть предметы, предназначенные для умственного, нравственного, эстетического и физического развития ребенка! Не развивающей может быть только та игрушка, которая стоит в коробке на дальней полке, и которую ребенок никогда не увидит. Все остальные, даже «обычные», игрушки что-нибудь да развивают.

Почему же мы, родители, так радостно ухватились именно за слово «развивающие»? Мне кажется, потому что это слово обещает сделать детей умными, сильными, умелыми ...без чрезмерных усилий с нашей стороны. Если реклама предлагает мне РАЗВИВАЮЩУЮ игрушку, которая будет РАЗВИВАТЬ моего ребенка как бы ВМЕСТО МЕНЯ - конечно же, я не пожалею на нее денег! Но скорей всего, через некоторое время малыш потеряет к ней интерес, и она будет валяться в углу рядом со своими менее разрекламированными собратьями. А я буду считать, что выбросила деньги на ветер. Та же "Черепаха Кармановна" ненадолго вызвала у младшей дочери интерес, пока я не придумала прятать в ее кармашки разные мелочи и задавать про них вопросы.

черепаха кармановна

Чтобы не жалеть о потраченных деньгах, надо помнить: без участия взрослых ― родителей или воспитателей ― даже самые лучшие игрушки не могут реализовать свои возможности в полной мере. Помните сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка»? Одна и та же палка помогла перебраться через речку, вытащить зайца из болота, поднять птенца в гнездо и отбиться от лисы. В конце сказки Ёжик говорит: «Палку всегда найти можно, а выручалка-то вот она где!» - и постучал себя по лбу. Примерно то же самое происходит с игрушками. Воспитатель детского сада развивает логику (понятия «больше-меньше», «внутри-снаружи»), глазомер и координацию движений у детей с помощью привычной с детства матрешки или кубиков. И они оказывается ничуть не хуже модных рамок-вкладышей и конструктора Лего.

Конечно, игрушки могут различаться степенью своей «развивающести»: обычная погремушка развивает слух, зрение, глазомер и координацию движений. Погремушки с мягкими и твердыми частями дополнительно учат различать тактильные ощущения. Но в любом случает все это происходит с помощью родителей: они приближают, удаляют игрушку, вкладывают в ручку малышу, задают вопросы, объясняют, учат, как можно с ней обращаться. Чем младше ребенок, тем больше его развитие зависит не от «умных» игрушек, а от взрослых, которые с ним в эти игрушки играют.

ребенок на развивающем ковринке

Есть ли тогда смысл в магазинах развивающих игрушек? Конечно! Во-первых, они систематизируют игрушки по функциям, а во-вторых, в хороших магазинах работают педагоги-консультанты, которые научат правильно использовать любую «палочку-выручалочку». Я сама однажды хотела устроиться на работу в магазин "Почемучка", так мне пришлось выдержать целый экзамен по педагогике. А впереди еще было трехмесячное обучение именно на их ассортименте. Поэтому, если уж вы попали в специализированный магазин, не стесняйтесь спрашивать - именно для этого и нужно в них ходить!

Ну а если магазина с профессиональными консультантами рядом нет, то вам на помощь придет интернет. Например, в интернет-магазине "Жили-Были" очень большой выбор игрушек. И они не только разделены по категориям и по назначению, но и снабжены небольшими описаниями-подсказками, как можно в них играть.