Моя подруга делит все мультфильмы на старые советские и «плохие». «Плохие» мультфильмы ― иностранные и современные российские ― у них дома запрещены. Долгое время я ее не понимала, пока не увидела мультик «Маша и Медведь», фильмы про русских богатырей и сериал «Барбоскины».

Я далека от мысли, что детей надо воспитывать исключительно на классической музыке и библейских притчах, но показывать им убогих клоунов в качестве положительных героев ― это уж чересчур! Дети младшего возраста не понимают иронии, полутонов, игры слов, переносного значения, а значит, воспринимают все увиденное буквально. Не случайно в народных сказках (любого народа) герои четко делятся на «хороших» и «плохих», и хорошие всегда ведут себя хорошо. Развитие ребенка - это не только память, внимание и мелкая моторика, но и привитие нравственных ценностей. А кого можно без натяжки назвать «хорошим» в современных мультиках?

Лучшие советские мультфильмы тоже имели иронический или даже сатирический «второй пласт», предназначенный для взрослых (я была поражена, когда пересмотрела сцену голосования волков в «Маугли», где хитроумная Багира с помощью взятки ловко повлияла на голосование «свободного народа»), но мораль, предназначенная для детей, от этого не страдала.

Второе, что меня раздражает ― это вольное (мягко говоря!) обращение с историческим материалом. Познавательная ценность таких мультфильмов не просто нулевая, она отрицательная! Мы тут водим детей по музеям, читаем исторические книги, объясняем устаревшие слова ― в общем, стараемся, чтобы они узнали особенности той или иной исторической эпохи. А какой-то глупый (мягко говоря!) мультфильм показывает совершенно несвойственные тому времени реалии и модели поведения. Например, русская царевна демонстрирует приемы каратэ. Речь героев, изъясняющихся на современном уличном жаргоне, вообще вне критики. А потом школьники искренне не понимают, почему нельзя написать в сочинении: «Базаров хотел бы, что Одинцова стала его ДЕВУШКОЙ».

Убеждена, что дети сначала должны усвоить, КАК ПРАВИЛЬНО ― вести себя, говорить, понимать литературные произведения, и только потом узнавать, КАК НЕПРАВИЛЬНО. Чтобы посмеяться над ошибками.

Единственный современный мультфильм для маленьких детей, который мне нравится ― это «Лунтик». Может быть, это не шедевр мировой культуры, но это очень качественное и интересное дидактическое пособие. Наверняка среди иностранных мультиков тоже есть хорошие, просто я их не знаю. Отличить их от плохих нетрудно, надо просто подумать: ДЛЯ ЧЕГО я включаю своему ребенку этот мультфильм? Если ответ только один: «Чтобы успеть приготовить ужин» - то мультфильм явно плохой :)

*Статья для журнала "Теленеделя. Челябинск"