Опять нашу "мамскую" компанию разбавляет папа. Он расскажет об очередной дворовой игре.

В разных дворах эта игра называлась по-разному, да и сами правила очень сильно разнились. Главный атрибут игры - "бита" и консервная банка. На прямоугольной площадке специальным образом расчерчивались линии. Из года в год эти линии обновлялись, что говорит о популярности этой игры. В нашем дворе было одно из самых удачных мест для игры в "Клёп". Была заасфальтированная дорожка длинной 15 метров и шириной порядка двух метров, имеющая расширение в конце дорожки до 4 метров и упирающаяся в кирпичное строение. Эта дорожка предназначалась для удобного подхода к этому строению и обслуживанию оборудования в нем. Это была электрощитовая. Звучит страшновато, но за всю свою жизнь в этом дворе я не помню, чтобы был какой-нибудь несчастный случай, связанный напрямую с этой электрощитовой. Синяки и ссадины от игры возле этой электрощитовой не считаются.

На дорожке длинною 12-15 метров наносятся линии и подписываются: "Слабак", "Солдат", "Сержант", "Лейтенант", "Капитан", "Майор", "Генерал", "Маршал". Маршал находился буквально в полутора метрах от основной игровой зоны - "Кон" - кружке, на который ставилась банка.  А надпись "Слабак" в самом начале. Конечно, я немного слукавил, и у нас была другая надпись, которую я не решился написать на сайте "Мамуси". Остальные надписи распалагались примерно через одинаковое расстояние между этими двумя. Для игры выбиралась крепкая консервная банка, так как от ударов палкой по ней оставались вмятины. И через некоторое время приходилось менять банку. Если банка была из мягкого металла, то она очень быстро приходила в негодность.

Среди игроков выбирали ведущего. Ведущий вставал ставил банку на "Кон" и вставал неподалеку. Отстальные игроки вставали на линию "Слабак" и определяли очередность сбивания банки. У каждого игрока должна быть своя бита, длинною до метра. Игроки по очереди кидали биту в банку, установленную на "Кон". С дальней линии не всегда получалось сбить банку. Если игрок не докидывал биту за линию "Кона", он автоматически становился ведущим. Но такое происходило крайне редко. Тот игрок, который сбивал банку, на следующем круге переходил на новую линию и получал новое звание. Если, конечно, смог выручить свою биту. Потому как после того, как была сбита банка, цель ведущего - как можно скорее вернуть ее на "Кон".

На нашей площадке стена кирпичного строения помогала ведущему, так как ограничивала полет банки. А игроки, чьи биты были за линией "Кона", могли взять их только в тот момент, пока банка не стоит на "Коне". Если игрок побежал за своей битой и не успел до того момента, как ведущий поставил банку на "Кон", то ведущий сбивал банку, и неуспевший игрок становился ведущим. Иногда бывало так, что несколько игроков не успевали до своей биты (достаточно было свою биту задеть любой частью тела, как правило ногой) и ведущий получал право назначить любого из них следующим ведущим. Игроки, добежавшие до своей биты вовремя, могли вернуться на игровое поле только в тот момент когда банка сбита. И если игрок попытается вернуться в момент, когда банка сбита, и не успеет добежать до своей линии до того момента, когда ведущий поставит банку на "Кон", то ведущий опять же сбивал банку и назначал его ведущим. Бывало так, что ни один из игроков не сбивал банку, тогда следующего ведущего определяли по бите: тот, у кого бита улетела дальше всех от кона, становился ведущим.

На следующим круге игроки начинали кидать биты в банку, начиная с игроков с самой дальней линии - "Слабак". Потом со следующего уровня и так далее. Если на одной линии находились несколько человек, то начинал тот, кто раньше пришел на эту линию. Дойдя до "Маршала", игрок легко сбивал банку и возврашался на линию "Слабак", но уже будуче "одинажды слабаком" :) И такой игрок получает право кидать биту первым - перед игроками, стоящими на тойже линии. Если там, на этой же линии, нет "дважды слабака" или "трижды слабака" и так далее.

Опять описание получилось длинным и путаным. Наверно, правила надо изучать по ходу игры. Эта уличная игра очень веселая и подвижная. Правда, в одной из модификаций допускалось еще и в определенный момент сражаться с  ведущим на битах и попытаться сбить банку. Ведущий же должен попытаться задеть своей битой игрока, после чего он получал права сбить банку, и игрок, которого он задел, становился ведущим. На одной из детских фотографий был запечатлен момент после одной из таких игр, где у меня под глазом красовался большой синяк. Очень не советую играть в такую модификацию игры "Клеп". Да, чуть не забыл, почему игра называлась "Клеп". Ведущий после установки банки громко кричал "Клёп!". Вот по этому моменту и определяли, добежал до своей биты игрок (обратно до линии) или нет.

Лебедев Андрей