Сегодня с младшей дочкой ходили на плановую консультацию логопеда перед садиком. Логопед ― она же и психолог ― приглашает детей группами, по возрасту. Сначала она устроила малышам небольшое тестирование: спросила, как их зовут, есть ли у них дома игрушки, какие игрушки у них любимые, какого цвета на них одежда, кто выше ― они или мама? А потом детям разрешили поиграть (в кабинете много игрушек), а мамам прочли лекцию о психологических и физиологических особенностях детей 2,5- 3 года. Некоторые вещи я раньше уже знала ― например, что нельзя коверкать слова, подражая ребенку, нельзя принуждать ребенка произносить определенные звуки раньше времени, что главный вид деятельности детей 3-6 лет ― игра. Логопед также озвучила фразу, с которой я очень согласна: «Цель воспитания ― научить наших детей обходиться без нас».

Некоторые вещи я услышала впервые. Например, что детей до 5 лет нельзя водить в цирк, зоопарк, на шумные массовые мероприятия, где присутствуют костюмированные герои, и т. д. Объяснила это тем, что в 2,5 года дети осознают, насколько велик и опасен мир, и у них появляются первые страхи, которые могут усугубиться от стрессовых ситуаций. Возраст около 3-х лет считается рискованным для возникновения различных неврозов и заиканий. Дети, которые уже были приучены к горшку, могут снова начать «ходить» в штанишки, а дети, которые спокойно спали по ночам, могут кричать и просыпаться. Я согласна, что пугать детей нельзя, но не водить на праздники ― это, по-моему, перебор! Мне кажется, достаточно просто не удерживать ребенка на празднике против его воли, а также следить, чтобы он не переутомился и не слишком разгорячился. Большинство родителей прекрасно чувствует ту грань, за которой развлечение превращается в испытание.

Про адаптацию к садику сказали, что у всех она проходит по-разному. Кто-то привыкает за три дня, кто-то ― за месяц, а кто-то плачет целый год. Когда ребенок осознает, что садик ― это неизбежность, то начинает воспринимать его спокойно. Но в тяжелых случаях, если истерики частые и сильные, посоветовали какое-то время детей в садик не водить, чтобы не закрепить связь между садом и истерикой.

Отдельно нам показали некоторые упражнения для артикуляционного аппарата и правильные положения языка при произнесении разных звуков. А вот о вреде и пользе телевизора и компьютера не рассказали ничего. Наверное, логопеды и психологи еще не подозревают, что эта проблема для родителей двух- и трехлеток уже актуальна.

*Статья для журнала Теленеделя. Челябинск