По моим наблюдениям, большинство среднестатистических детей учит уроки с помощью родителей. И большинство родителей считает такую ситуацию нормальной. А ведь так было не всегда. В начале прошлого века неграмотные родители ничем не могли помочь ребенку-школьнику, в середине прошлого века (если судить по литературным произведениям, конечно) принимать помощь родителей считалось зазорным. В нашем детстве родители вздыхали, но помогали, а теперь совместное выполнение уроков с ребенком считается чуть ли не доблестью. С чего вдруг родители стали такими «сознательными»?

У меня большое подозрение, что школа просто вынуждает их становиться промежуточным звеном на пути передачи знаний, постепенно перекладывая на плечи родителей все больше и больше обязанностей. Сначала какие-нибудь презентации или творческие работы задаются на дом дополнительно, а потом становятся обязательными. При этом никто не интересуется у родителей, умеют ли они это делать и могут ли научить своих детей. Казалось бы, если школа ратует за использование современных технических средств в обучении, за межпредметные связи, за самостоятельность ребенка, то ей и карты в руки: ведите детей в кабинет информатики, учите делать презентации! Учите работать самостоятельно, без участия родителей. Включайте творческие и исследовательские задания в уроки, чтобы видеть, какие трудности возникают у детей.

Все-таки учителя годами оттачивают методики преподавания, регулярно проходят аттестации и курсы повышения квалификации. А что мы знаем о «квалификации» родителей? Ничего! Даже заинтересованные мамы и папы не всегда могут помочь детям. Что уж говорить про тех, кому просто некогда или не хочется заниматься детскими уроками! Отдавая выполнение своей работы «посредникам», школа как бы молчаливо соглашается, что часть детей не получит необходимых навыков и умений. Слава богу, наша дочка учится хорошо, но на всякий случай мы заранее распределили, кто будет заниматься с ней математикой и физикой, кто русским языком, а кто - историей и литературой в случае возникновения трудностей.

Мне кажется, появление родителей в качестве необходимого звена образовательной цепочки ― один из признаков упадка образования. Сложные технологии, новые программы ― это прекрасно, но не надо забывать, что школа у нас ОБЩЕобразовательная. Если любую расчудесную программу по каким-то причинам не смогут освоить 50% детей, то зачем она вообще нужна? С таким подходом мы докатимся до средневекового типа образования, когда ребенок вынужденно шел по стопам отца. Родители будут учить тому, что умеют сами, и сын «сапожника» сможет стать только «сапожником».

...Поговорили мы с мамами на эту тему, пожаловались друг другу ― и пошли домой, уроки делать. Слава богу, в 3-м классе наших возможностей для этого еще хватает.

*Статья для журнала Теленеделя. Челябинск