Проверяю сегодня у дочери уроки. Читаю задание:

дз по словообразованию 3 класс

"Открой словарь на букву -Ь. Среди слов на -ость найди существительные не только со значением предмета, но и со значением признака. Выпиши любые семь из них столбиком.
Рядом с каждый существительным в скобках запиши прилагательное, от которого оно образовано. Покажи на двух примерах, как именно образовались эти существительные".

И приведен пример, из которого можно сделать вывод, что подобные существительные образуются с помощью суффикса -ость.

А вот слова на -ость, из которых предлагается сделать выбор:

недостатки умк перспективная начальная школа

Дочь выбрала "строгость, гибкость, легкость, зоркость" и еще там что-то. "Оторвала" у них -ость и разобрала по составу:

строг-суфф. ость - нулевое окончание
гибк-суфф. ость - нулевое окончание
легк-суфф. ость - нулевое окончание
зорк- суфф. ость- нулевое окончание

Ну а что, все нормально, в соотвествии с примером из учебника! Прошу ее подобрать родственные слова к словам "гибкость" и "зоркость". Выясняется, что существуют еще "наГИБаться" и "ЗРение", где в корне нет "К". Таким образом, в этих словах два суффикса: "К" и "ОСТЬ".

Суффикс -К- образует прилагательные со значением: склонный к какому-нибудь действию, такой, что часто делает что-нибудь, или такой, с которым часто что-нибудь делается: ломкий, топкий, липкий, ковкий, цепкий. В общем, образует прилагательные от глаголов. Думаю, гибкий и зоркий тоже образованы по этой модели.

Согласна, что это трудные случаи с чередованиями в корне, не каждый взрослый правильно разберет. Но уж авторы-то учебника должны были знать, что не все из предложенных ими слов соответствуют той словообразовательной модели, которая приведена в примере! Зачем было вынуждать детей делать ошибки?

Кстати, то, что слова для словообразовательного разбора не даны в самом упражнении, а надо отыскивать в словаре - это принципиальная позиция авторов учебника. Они считают, что не надо облегчать детям жизнь, и параллельно со словообразованием необходимо учить и другим навыкам: работе со словарями и т. д. (словарей у нас в третьем классе пять). Еще повезло, что не в интернете попросили поискать примеры. Для выполнения домашних заданий по окружающему миру иногда требуется и к помощи инета прибегать.

Своеобразная у нас программа. Но наша учительница считает ее интересной и полезной (хоть и не без недостатков), и я потихоньку начинаю привыкать.